С 1 апреля в Приднестровье внедряется механизм контрольных закупок. Он ориентирован на выявление нарушений в сфере применения контрольно-кассовых аппаратов. Проще говоря, под надзором окажется процесс выдачи чеков покупателям и проведение через онлайн-кассу всего объема операций купли-продажи. Такой подход позволит не только повысить прозрачность предпринимательской деятельности, но и усилить защиту прав потребителей. Подробнее об этих темах рассказал Заместитель Председателя Правительства Станислав Касап в программе «Экспертное мнение» на канале ТСВ. Выдержки из интервью в нашем материале:
— Если покупатель не просит чек, чем это может для него обернуться?
— Нужно понимать, чем является чек для покупателя и продавца. Чек – это письменный документ, подтверждающий факт совершения сделки по купле-продаже товара и факт расчета за этот товар. Когда у покупателя есть чек, он может рассчитывать сразу на несколько вещей. Во-первых, он может требовать возврата товара ненадлежащего качества. Он может быть уверен, что его не обсчитают при купле-продаже того или иного товара, ведь зачастую на ценнике можно увидеть одну цену, а по факту она оказывается другой. Только потом, после расчета, рассмотрев чек внимательно, можно увидеть, что тебя обсчитали. Более того, само пробитие по чеку дает возможность позже, если была использована онлайн-касса, из базы данных вытащить сумму произведенного платежа, даже если он был осуществлен наличными денежными средствами.
Если чека нет, то покупатель лишается практически любой возможности доказать не только то, что при покупке были какие-то нарушения, он не сможет доказать сам факт того, что он был в этом магазине и что-то покупал, за исключением случаев, когда в зале работает камера видеонаблюдения.
— Неужели только через наказание работает механизм контрольных закупок?
— Здесь правильно обратиться к международному опыту в урегулировании сферы отношений по совершению сделок, выдачи чеков, защиты прав потребителей. Изучая опыт других стран, мы понимаем, что все через это прошли. Когда-то вводилось требование по применению онлайн-касс всеми предпринимателями при купле-продаже. То же самое было в Российской Федерации. Естественно, на первом этапе дисциплина хромала, потому что люди к этому не привыкли. К этому не привыкли ни продавцы, это было для них ново, дополнительная нагрузка, ни покупатели, которые ранее не имели возможности этот чек получить, где-то им отказывали, потому что таких требований в законодательстве не было, не было выработано соответствующей культуры. Тем не менее, все страны через это прошли. Помимо прочего, для того, чтобы дисциплину водворить в эти отношения, применяются меры административной ответственности на основании проводимых проверок, в том числе, контрольных закупок. Мы следуем тем же путем, как и другие страны. Будем проводить силами налоговой службы соответствующие проверки. Безусловно, целью не является кого-то наказать, выписать штраф. На самом деле мы были бы рады, если бы не было ни одного протокола по админправонарушениям составлено. Нам не нужны штрафные санкции, нам нужно соблюдение действующего законодательства. То, что принято, будет стимулировать всех к правильному поведению, к выдаче чеков и, соответственно, к защите прав потребителей, а также защите государства в части получения налогов.
— Есть ли вероятность, что необходимость в механизме контрольных закупок отпадет?
— Так и будет. Это, опять же, показывает опыт других стран. Это только сначала проходит достаточно тяжело, проверок много, споры какие-то возникают на этой почве. Потом к этому все привыкнут, все поймут одну очень важную истину, что не нужно нарываться на большой штраф ради получения маленькой, сиюминутной выгоды при невыдаче чека и не проведении сделки купли-продажи через онлайн-кассу. Игра не стоит свеч.
— При формировании бюджета-2023 учитывались ли налоги, которые предположительно поступят в казну после налоговой реформы? На что их планируют направить?
— Все изменения налогового законодательства, которые были приняты в конце сентября прошлого года, были учтены в Законе «О республиканском бюджете на 2023 год». Наш финансовый расчет показал, что от реализации налоговой реформы мы должны получить дополнительно 30 млн рублей. Все эти деньги в полном объеме были направлены и заложены на повышение заработных плат в сферах здравоохранения, образования, культуры и спорта. Это повышение состоялось 1 февраля 2023 года. Деньги не пошли ни на какие другие цели, кроме как на повышение заработных плат в социальной сфере. Мы считаем, что это правильно и логично.
Полную версию интервью можно посмотреть здесь.