Сегодня на площадке Приднестровского госуниверситета прошла научно-практическая конференция на тему «Перспективы социально-экономического развития ПМР». Форум российских и приднестровских экспертов прошел по инициативе Российского института стратегических исследований (РИСИ). В нем приняли участие и Глава высшего органа исполнительной власти Павел Прокудин, Первый зампред Правительства Алевтина Слинченко, министры экономического блока.
Приветствуя участников конференции, Председатель Правительства выразил надежду на конструктивную работу в русле обмена мнениями и предложениями. Но после первого же доклада представители депутатского корпуса попытались перевести дискуссию в формат, ставший, к сожалению, уже традиционным в нашем информационном поле. Так, спикер парламента поинтересовался, почему приднестровский экспорт в Россию в 2015 году снизился в два раза, в то время как в Украину – поднялся на 7%, хотя девальвировались обе валюты, поставив при этом под сомнение весомость внешних причин кризисных явлений.
Однако российские эксперты все же объясняют это явление по большей части внешними факторами – такими как падение российского ВВП и, соответственно, общего уровня экспорта и импорта, а также заключенные Молдовой и Украиной соглашения об ассоциации с ЕС, «которые тоже определяют экономическую среду между Приднестровьем и Россией». Но самая весомая причина падения приднестровского экспорта в Россию заключается в курсовой разнице: российский рубль по отношению к доллару упал в разы, приднестровский остался недвижим. «Центробанки Приднестровья и России проводят абсолютно разную курсовую политику. И вот это несоответствие как раз и является одной из причин, по которой экспорт из Приднестровья в РФ упал гораздо сильнее, чем экспорт из других стран СНГ, которые девальвировали свою валюту: Белоруссия, Казахстан, Армения и другие», – пояснил спикеру парламента Вячеслав Холодков – начальник сектора международных экономических организаций центра экономических исследований РИСИ. По мнению, российского эксперта, девальвация приднестровского рубля на предлагаемые ПРБ 10% могла бы стать одной из мер, которая нормализует ситуацию и позволит восстановить двусторонний товарооборот. «Если руководители вашего Центробанка и Минфина будут общаться регулярно с руководством нашего Центробанка и объяснять ситуацию, я думаю, что, может, удастся выработать какие-то меры, которые помогут эффективно снизить эту курсовую разницу», – считает Вячеслав Холодков.
Министр экономического развития ПМР окончательно разъяснил, почему упал российский экспорт, а украинский незначительно вырос. «Просто в Украину мы торгуем биржевыми товарами, цены на которые устанавливаются в долларах и никак не привязаны к гривне. А в Россию мы торгуем в рублях, и, собственно насколько упал российский рубль, настолько мы и «просели». Причем, замечу, что товарооборот в натуральных величинах у нас уменьшился незначительно, вовсе не в два раза», – отметил Дмитрий Болтрушко.
Эксперты обозначали не только проблемы, но и пути выхода. Так, Вячеслав Холодков смотрит в будущее с оптимизмом: «Экономика России постепенно приспосабливается к низкой цене на нефть и в целом к ситуации. Мы достигли дна кризиса, после которого пойдет подъем. Рассчитываем, что, может быть, в третьем квартале уже падение импорта прекратится, и начнется хотя бы медленный, но рост. Соответственно, в первую очередь это будет импорт товаров из стран СНГ, ЕврАзЭС, и у Приднестровской республики тоже будет возможность разворачивать экспорт в сторону России, – прогнозирует эксперт. – Кроме того, насколько я знаю, сейчас в Федеральном Собрании РФ рассматривается определенный перечень законопроектов, которые призваны стимулировать и облегчить торгово-экономические отношения России и Приднестровья».
Замдиректора РИСИ Тамара Гузенкова, в свою очередь, предложила уже сейчас обратить внимание на перспективы межрегиональных связей. Глава экономического ведомства ПМР сообщил, что работа в этом направлении Правительством уже ведется. «Есть, конечно, проблемы, связанные в первую очередь с ограничениями, которые РФ распространяет на РМ, но мы эти вопросы решаем, и достаточно успешно», – сказал Дмитрий Болтрушко.
Председатель Правительства добавил, что проблема падения экспорта в Россию стоит перед многими странами СНГ и ЕврАзЭС, однако конкретные шаги по ее решению предпринимаются. «Объезжал вчера сельхозпроизводителей, и мне рассказали, что возобновлены поставки яблок в Россию. То есть, возврат наших товаров на российский рынок уже возможен. Представители многих крупных предприятий на встречах в Правительстве тоже с оптимизмом смотрят на дальнейшее совместное сотрудничество», — подчеркнул Павел Прокудин.
На форуме также было высказано предложение о создании российско-приднестровских межправительственных комиссий. Министр экономического развития проинформировал участников дискуссии о том, что в рамках меморандума, заключенного между органами государственной власти РФ и ПМР, уже есть возможность организовывать встречи на достаточно высоком уровне и решать проблемы конкретных предприятий.
Но пока одни органы власти решают проблемы отечественных экономических агентов, другие, похоже, создают новые препоны. Депутаты вновь сетовали на «закрытость важной информации», в частности – касающейся деятельности коммерческих предприятий. При этом вице-спикер парламента почему-то обвинила бизнесменов чуть не во всех смертных грехах. «Эти фирмы-«прокладки» поддерживают антироссийский режим в Молдове, практически они заключили договор с ним!» – заявила Галина Антюфеева. Почему фирмы-посредники (кстати, широко применимая в мире практика в торговле энергоносителями) вызвали такой политический демарш и зачем они заключали «договор» с каким-то режимом, а не с энергокомпаниями, – вице-спикер не расшифровала.
С высказанным обвинением категорически не согласился Глава Правительства: «Приднестровские предприятия не могут поддерживать антироссийский режим. Этого просто априори не может быть. Хотел бы заметить коллегам: у нас есть сегодня возможность выслушать видение российских специалистов, а мы всю нашу конференцию превращаем в продолжение бесконечной и бесполезной дискуссии», – заметил Павел Прокудин.
А тем временем, злоупотребление «рассекреченной», а порой просто выдуманной информацией наносит реальный вред нашим стратегическим предприятиям. «С экрана телевизора одним из депутатов Верховного Совета было озвучено, что одно из крупнейших предприятий вот-вот остановится. Предприятие – экспортер, дает неплохие объемы валюты в республику. И в его адрес после такого заявления поступили письма от пяти контрагентов, которые отказались вносить предоплату за отгружаемую продукцию по контрактам, которые были заключены. Мы могли бы уже эти деньги получить, в условиях дефицита валюты это очень важно, а сейчас стоит вопрос, когда мы их получим, получим ли вообще и захотят ли эти контрагенты возобновить работу с предприятием. Да, диалоги нужно вести, нужно обсуждать информацию – но не в ущерб работе наших экспортеров», – высказала точку зрения и.о. руководителя Администрации Президента Майя Парнас.
Она также сообщила в ответ на предложение привлечь экспертов из России к аудиторской и аналитической работе, что и Правительство, и Центробанк давно сотрудничают в этом направлении с зарубежными специалистами, в основном – российскими, и широко используют их рекомендации: в частности, неоднократно высказанную аналитиками необходимость перехода на новую налоговую систему. «Данные рекомендации неоднократно ложились в основу прогнозных документов, определяющих налоговую и бюджетную политику на среднесрочную перспективу. Они направлялись Правительством для рассмотрения в Верховный Совет. К сожалению, на сегодняшний день решения по ним не приняты», – резюмировала Майя Парнас.
К финалу конференции все участники сошлись во мнении, что такая дискуссионная площадка крайне актуальна, и подобный форум – далеко не последний. В завершение телемоста Председатель Правительства напомнил, что в этом году приднестровцы отметят 10-летие референдума о вхождении в состав Российской Федерации. «Это наша национальная идея. И если эта идея будет реализована, то говорить о путях развития нашей республики, наших возможностей будет гораздо легче», – заключил Павел Прокудин.