Как сообщает пресс-служба Министерства экономического развития, в актовом зале Приднестровского госуниверситета состоялась международная конференция. Ее участники говорили о жизни Приднестровья в реалиях геополитического противостояния. В мероприятии принял участие первый вице-премьер – министр экономического развития.
Поприветствовав присутствующих в зале, Сергей Оболоник отметил, что наше государство сегодня испытывает критическое состояние из-за внешнего давления блокадных действий со стороны Республики Молдова. По его словам, к тем проблемам, с которыми сегодня сталкивается Приднестровье, нужно привлекать максимальное внимание как участников международного процесса, так и жителей ПМР.
В своем докладе глава Минэкономразвития отметил, что объем промышленного производства в 2023 году (без учета энергетического сектора) сократился на 6,8 %. Для республики это огромные потери. Значительное снижение производства наблюдалось в металлургии, а также в подотраслях промышленности, ориентированных на экспорт по восточному направлению – это касается машиностроения, металлообработки и легкой промышленности. Также в связи с блокадными действиями на 30% сократился выпуск химической промышленности и на 17% — электротехнической.
Результаты промышленной деятельности определили и внешнеторговую активность экономических субъектов Приднестровья. По итогам 2023 года внешнеторговый оборот республики сократился на 4,7 %.
Отрицательное сальдо внешнеторгового оборота в прошлом году составило 349 млн долларов против 286 млн долларов в 2022-ом. Сергей Оболоник пояснил, что такое сальдо формирует дефицит валюты на приднестровском рынке, с которым сегодня сталкиваются и жители республики в обыденной жизни.
В 2023 году Молдова ввела дополнительные ограничения для предприятий ПМР. Одно из них — оплата за таможенное оформление импорта и экспорта. Также необоснованно с ряда приднестровских промышленников взимаются средства за загрязнение окружающей среды. Кроме того, с молдавской стороны были ведены платные процедуры регистрации и лицензирования, значительно ограничен импорт товаров первой необходимости, включая лекарства, медоборудование, топливо, постоянно усугубляется банковская блокада.
С изменением логистики поставки товаров и увеличением импортных операций, расчетный НДС, оседающий в бюджете РМ, за последние 5 лет вырос почти на 15 млн долларов. Закупки в Молдове по этому показателю также удвоились.
В результате блокировки экспорта приостановили свою деятельность заводы «Прибор», «Молдавизолит» и «Потенциал». Молдова препятствует экспорту продукции НП ЗАО «Электромаш».
С 1 января 2024 года были введены требования по оплате таможенных пошлин приднестровскими импортерами соответственно в бюджет соседнего государства. Как отметил первый вице-премьер, этот односторонний и несогласованный шаг с молдавской стороны одномоментно изменил правила внешней торговли Приднестровья и поверг в шок всё бизнес-сообщество нашей республики. И это при том, что на протяжении всего 2023 года в рамках встреч на экспертном уровне представители Молдовы заверяли, что «правила игры» меняться не будут.
Согласно прогнозам, учитывая сложившуюся ситуацию, минимальные потери для Приднестровья в 2024 году оцениваются в сумму 12 млн. долларов, а с учетом банковской блокады потери наших экономических агентов могут достигнуть 33 млн. долларов, к чему с высокой степенью вероятности Молдова и будет стремиться.
«Введение таможенной пошлины на импорт автоматически вызывает рост стоимости товаров, что приведет к снижению экономической активности и конкурентоспособности предпринимателей, ухудшению инвестиционного климата, вызовет инфляционные процессы, а также снижение покупательской способности населения Приднестровья. Те самые 33 млн долларов с учетом классических экономических законов вынуждены будут платить непосредственно жители Приднестровья, покупая товары в магазинах, эти средства по сути будут идти в бюджет Молдовы», — отметил Сергей Оболоник.
Требования РМ по оплате таможенных пошлин привели к сокращению производства приднестровских производителей, снижению или полному прекращению экспортно-импортных операций. Как следствие, это привело к значительному спаду в январе объема промышленного производства. Наибольшее снижение было отмечено в машиностроении и металлообработке (– 65%), химической промышленности (– 50%), производстве стройматериалов (– 27%), черной металлургии (– 25%), электротехнической промышленности (– 13%).
По сравнению с январем 2023-го товарооборот Приднестровья в аналогичном месяце текущего года уменьшился на 19 %. «В феврале произошло восстановление, но все равно 11% того, что завозилось раньше, мы потеряли», — добавил Сергей Оболоник.
Экспортные операции, как и импорт, сокращены на 19 %, и последствия этого уже стали ощущать не только экономические агенты, но и жители республики. С начала года существенно снизился ввоз в Приднестровье обуви, сахара и кондитерских изделий, удобрений, масел, хлопка, одежды, мяса, а также фармацевтической продукции.
«Ввоз подакцизных товаров продолжает снижаться, импорт ГСМ снизился на 30 %. Те товары, которые не поставлены на рынки ПМР, будут покупаться нашими людьми у соседей, тем самым опять же принося доход как экономическим агентам Молдовы, так и в бюджет этой страны», — констатировал первый вице-премьер. Он также добавил, что значительно снизилась и активность индивидуальных предпринимателей ПМР.
В результате блокадных действий только за январь текущего года сумма недофинансирования социальных обязательств оценивается в 13 млн рублей. А это зарплаты, пенсии, пособия, питание, медикаменты и т.д. Потери приднестровских предприятий из-за введения таможенных пошлин прогнозируются в сумме не менее 12 млн долларов в 2024 году.
Сергей Оболоник отметил, что Молдова препятствует свободной торговле Приднестровья с Европой. Для наших предпринимателей банковский сектор Молдовы закрыт, а это значит, что и нет возможностей получить сертификат EUR.1, дающий право ввозить товары без оплаты пошлины. Докладчик обратил внимание, что сегодня один и тот же товар молдавскими импортерами завозится без пошлины, тогда как приднестровцам приходится ее оплачивать. Кроме того, экономические агенты ПМР несут затраты в размере до 30 млн долларов в год в связи банковской блокадой, связанной с дополнительными расходами на транзакции. Действия РМ привели к нефункциональности режима DCFTA для Приднестровья.
Существенные затраты наши предприятия несут в виде расчетного годового НДС, оседающего в бюджете РМ, от импортных операций. Общая сумма дополнительных расходов экономических агентов Приднестровья в 2024 году оценивается Минэкономразвития в 100 млн долларов, что составляет порядка 10% от ВВП Приднестровья. Сергей Оболоник отметил, что даже в самые кризисные периоды темпы падения ВВП большинства стран составляли не более 6%, и они ощущались населением этих стран очень болезненно и тяжело.
«Совокупность вышеуказанных факторов свидетельствует о систематическом нарушении Молдовой существующей договоренности, в том числе договоренности с Европейским союзом в сфере торговли. Бизнес-сообщество Приднестровья находится в ожидании урегулирования ситуации, поскольку двойное налогообложение делает в ряде случаев предпринимательство нерентабельным»,— считает глава МЭР.
Также Сергей Оболоник в ходе конференции привел факты, подтверждающие, что некоторые заявления молдавской стороны являются недостоверными. В частности, речь шла о высказываниях, связанных с предоставлением медуслуг приднестровцам, выплате пенсий, выделении бюджетных мест для выпускников приднестровских школ.
В завершении выступления глава Минэкономразвития обратил внимание, что никакие предшествующие международные и региональные кризисы не оказывали столь пагубного влияния на экономику Приднестровья, как односторонние меры РМ. В связи с этим наше государство вынуждено обращаться за дополнительной поддержкой к внешним партнерам, в том числе и к Российской Федерации.