Ежегодно 22 июля жители Гиски вспоминают защитников села, погибших в 1992 году. В этот день силовиками Молдовы были зверски убиты 5 молодых ополченцев: Василий Алексеенко, Владимир Кильдияров, Валерий Козельчук, Виктор Кудренко, Виталий Мураховский.
«Пять молодых и полных жизни ребят отдали свои жизни и приняли мученическую смерть за наше будущее, за Приднестровье, за нашу свободу, возможность говорить на родном языке. Они преградили путь оголтелым националистам, которые пришли наводить так называемый конституционный порядок в нашем селе. Наш долг — помнить, какой ценой завоевано наше право мирно жить на своей земле. Ценим мужество и героизм наших ополченцев, казаков, гвардейцев. Мы бережем мир, подаренный нам российскими миротворцами 32 года назад», — отметила глава администрации села Гиска Олеся Хмельницкая.
19 июня при нападении на Приднестровье силовикам Молдовы удалось отрезать Гиску от Бендер. Несмотря на это, сельчане сумели проникнуть в город. Их первоначальной базой стал завод БМЗ, где из жителей села была сформирована рота народного ополчения. Она вошла в 204-й батальон. Численность роты со временем достигла 120 человек.
После подписания соглашения о принципах мирного урегулирования молдо-приднестровского конфликта 21 июля 1992 года часть ополченцев вернулось в родное село. Но в ночь на 22 июля в Гиску вошла группа силовиков Молдовы и началась бойня.
Горячей точкой стало здание молочной кухни, где в ходе неравного боя пали пятеро ополченцев. Они не захотели отступать, сражались до последнего. ОПОНовцы (Отряд полиции особого назначения) буквально растерзали защитников: добивали раненых, издевались над телами.
«Неожиданно для нас на село напали очень подготовленные, хорошо вооруженные представители вооруженных сил Молдовы. Это были самые настоящие боевые действия – расстрел не только защитников села, но и мирных жителей. Это нападение не было никем и ничем спровоцировано, но тем не менее это страшное событие произошло. Все село содрогнулось от таких зверств. Когда нам удалось прибыть в село, это была страшная картина: изувеченные тела наших защитников, окровавленное здание, подступы к нему. Это тяжелейшая картина, потому что нападавшие действовали как палачи», — вспоминает командир роты народного ополчения Владимир Козаченко. В 1992 году он возглавлял сельский Совет и руководил обороной Гиски.
«Наше село пограничное, оно единственное, которое волею жителей сумело выйти из состава Молдовы, состава Каушанского района, и вернуться в состав города Бендеры», — подчеркивает в интервью ИА «Новости Приднестровья» Владимир Козаченко.
Тогда же силовики Молдовы обстреляли и старую школу. В новом здании СШ № 20 хранится «Словарь русского языка» Сергея Ожегова. Одна из пуль, которыми обстреливали в тот день школу, застряла в ней на словосочетании «Упаси, Боже».
Ученики этой школы, бывшие и нынешние, собрали воспоминания родственников погибших. Вот некоторые из них.
За молочной кухней находился в окопе Виктор Кудренко. Когда ОПОНовцы стали окружать здание, он встал без оружия и крикнул: «Ребята, зачем мы убиваем друг друга?». В ответ силовики Молдовы его расстреляли.
Они забросали здание ручными гранатами, а когда ворвались внутрь, выместили злобу на Виталии Мураховском. Его пытали так жестоко, что крики от нестерпимой боли были слышны далеко. «Зубов не было, глаз не было, на теле не осталось живого места, все кости перебиты», – с содроганием вспоминал нашедший его родственник.
Возложение цветов состоялось у здания бывшей молочной кухни, где установлен памятник погибшим, а также в местном парке Победы, где находится могила Неизвестного Солдата. На мемориальных плитах высечены имена тех, кто пал, защищая село в 1945 и 1992 годах. Их память почтили минутой молчания.
Расстрел приднестровских ополченцев в селе Гиска произошел на второй день после заключения соглашения о принципах мирного урегулирования молдо-приднестровского конфликта. Документ регламентировал отвод войск и техники сторон конфликта, реализацию миротворческой операции под эгидой России, создание Объединённой контрольной комиссии и определение Зоны безопасности. Остановить кровопролитие смогли только российские миротворцы, которые прибыли в Приднестровье 29 июля 1992 года.