Собственно, надежды на безболезненное обсуждение отчета Правительства в Верховном Совете никто не питал. Вся риторика парламента в последние месяцы красноречиво говорила об этом. Последующие депутатские выступления тоже неожиданностей не принесли. Вновь Правительство оказалось корнем всех социальных, экономических и даже политических бед, не приписали разве что ответственность за мировой кризис.
Основное обвинение – Правительство допустило спад экономики, а главная мишень для «побиения камнями» – временное удержание 30% зарплат и пенсий. Причем, председатель парламентского комитета по развитию предпринимательства и промышленности Виктор Гузун уверен, что первое явилось прямым следствием второго: «Лишившись 30% зарплат и пенсий, наши граждане стали меньше приобретать товаров, предприниматели стали меньше их продавать, а, следовательно – меньше завозить, соответственно, стали меньше уплачивать платежей в бюджет, меньше стало поступать таможенных пошлин». В результате, по мнению депутата, ВВП упал на 20,2%, экспорт снизился на 14,6%, импорт – на 30,4%, совокупный внешнеторговый оборот на 25,6%, доход консолидированного бюджета сократился на 26,9%.
На первый взгляд, казалось бы, элементарная логическая ошибка:«после этого – значит, вследствие этого». Однако, вспомним, кризис в экономике разразился не 1 января 2015 года. Он и в 2014-м бушевал вовсю. Не зря же Правительство еще тогда начало работать над формированием антикризисных мер, которые должны были если не устранить причины серьезнейшего сбоя в экономике, финансовом секторе, то хотя бы нивелировать ряд потерь в производстве материальных благ, социальной среде. Однако депутатами антикризисный закон был принят только тогда, когда уже и 2015-й год минул. Можно, конечно, говорить о том, что затягивал с рассмотрением неотложных мер еще старый состав парламента. Но тогда, справедливости ради, стоит сказать, что и нынешний состав Правительства приступил к работе лишь полгода назад. Тем не менее, ответственности с себя не снимает и добросовестно отчитывается о прошлогодней деятельности исполнительной власти.
Что касается кризиса, то он носит глобальный характер. Существенный спад испытывает не только наша экономика, у соседей, у традиционных торговых партнеров ПМР – тоже большие проблемы. Было бы удивительно, если бы в этой ситуации наша республика испытывала экономический подъем. Для поддержки отечественных производителей Правительством предпринимался ряд мер, в том числе – и заградительные таможенные пошлины. Именно их депутаты назвали причиной уже валютного кризиса. Одновременно председатель комитета по АПК Ефимий Коваль упрекал исполнительную власть в том, что программа импортозамещения идет из рук вон плохо. Видимо, Правительство должно было изобрести способ заставить аграриев заполнить рынок своей продукцией, никак не защищая их при этом от неравной конкуренции с массовым ввозом импортных продуктов.
Обсуждение отчета Правительства продолжалось в том же духе. Переоснащение учреждений Минздрава современным оборудованием – это, безусловно, хорошо. А вот цена на ряд медицинских услуг повысилась – это плохо. А то, что расходные материалы для новой аппаратуры стоят дороже, да и вообще, если б ее не закупили, существовала реальная угроза того, что старая со дня на день откажет и оставит пациентов вообще без этих самых услуг – это в расчет не принимают.
Депутат Вадим Кравчук почему-то вспомнил о повышении тарифов на газ для предприятий. Хотя исполнительная власть отчитывалась за 2015 год, а не за 2014-й, когда принималось данное решение. А о том, что в отчетный период цены на энергоносители для промышленности снижались трижды, и об этом докладывал Председатель Правительства, – опять же, как бы забыли.
И основным рефреном звучало обвинение в том, что, дескать, деньги на выплату зарплат и пенсий в полном объеме были. Просто Правительство людям их не давало, «зарезервировало». Данный «факт», объявили «вопиющим цинизмом» и, как признался спикер парламента Вадим Красносельский, главной причиной выставленного исполнительной власти «неуда». «Такая оценка, если откровенно сказать, была поставлена по одной причине. Это 30%. И что бы Правительство ни делало положительного – эти 30%, как Дамоклов меч, висят над работой прошлого Правительства. Попрошу нынешнее Правительство не допустить тех нарушений, которые озвучены на сегодняшнем пленарном заседании», – сказал он.
А между тем, заявление о том, что «деньги были», ничем, кроме выводов депутатской комиссии по расследованию ситуации с выплатой зарплат и пенсий в 2015 году, не подтверждены. И, более того, Правительство располагает точными данными, доказывающими обратное. И эти данные буквально вчера были опубликованы в открытом доступе, не говоря уж о том, что все отчеты по исполнению бюджета регулярно направляются в Верховный Совет.
Напомним, кстати, еще раз, что задолженности перед пенсионерами по тем самым «30-ти процентам» были погашены еще в декабре прошлого года, а перед бюджетниками – в нынешнем мае.
Обсуждение Отчета о деятельности Правительства в 2015 году завершилось депутатским «неудом» исполнительной власти. Никто и не думал, что оно пройдет в продуктивном ключе. Но все же вряд ли ожидали сплошной критики, без малейшего «луча в темном царстве». Ждали хоть какого-то конструктива – на фоне-то постоянных разговоров о консолидации и сотрудничестве. Не случилось.
«Критика всегда нужна, но, в то же время, без конструктивных предложений она и остается лишь критикой. Хочу обратить внимание, что я не знаю таких стран, в которых в 2015 году, за который депутатский корпус практически единодушно поставил нам оценку «неудовлетворительно», произошел сильный экономический рост. В РФ, например, товарооборот упал почти на 30%», – отметил после вынесения «вердикта» Премьер Павел Прокудин. Он подчеркнул также, что от такой неконструктивной критики может пострадать и международный имидж нашей республики и призвал все же постараться «консолидировано решать вопросы, которые сегодня важны для всего нашего народа». «И такая возможность есть, желание есть. Давайте уйдем от этого противостояния. Я сегодня не услышал, а что-то вообще хорошее Правительство в 2015-м году сделало?» – поинтересовался у парламентариев Председатель Правительства. Но напрасно.
Вопрос о том, может ли одна ветвь власти выставлять оценки деятельности другой – как минимум, дискуссионный. Конституционно их полномочия четко разделены. И сегодняшняя депутатская оценка принята к сведению. Право выражать свое мнение у нас имеет каждый гражданин. А Правительство будет продолжать работать, благо – работы много. В конце концов, и Менделееву в школе ставили двойки по химии.