Председатель Правительства Александр Мартынов дал пресс-конференцию по итогам 2017 года.
Александр Иванишко, ИА «Новости Приднестровья»: Заканчивается первый год Правительства, год непростых решений. Можете подвести общие итоги. Второй вопрос, который хотелось бы задать, про девальвацию рубля. Насколько был оправдан этот шаг, и можно было бы этого избежать?
Александр Мартынов: Вы знаете, что в этом году Правительством было заявлено о начале масштабных реформ в экономике. Цель этих реформ, в конечном счете, заключается в том, чтобы добиться в среднесрочной перспективе устойчивого экономического роста, добиться макроэкономической стабилизации, проще говоря, сделать так, чтобы стабилизировалась ситуация на валютном рынке, бюджетном секторе. После того, как эта макроэкономическая стабилизация наступит, мы могли бы перейти к увеличению реальных доходов граждан и определенных социальных обязательств, как дополнительное приобретение медикаментов и финансирование других целевых программ, о которых много говорил и Президент, и Правительство.
Действительно, в этом году была проделана достаточной масштабная работа, если можно так сказать, мы подготовили фундамент для предстоящего экономического роста. Проще говоря, мы достаточно основательно подготовились к проведению необходимых экономических реформ. Вы знаете, что эта работа проводилась совместно с правительственными и неправительственными организациями Российской Федерации. Сейчас к окончанию декабря могу сказать, что у нас все готово для того, чтобы перейти к серьезным преобразованиям в экономике, начиная со следующего года.
Что касается этого года. И Президентом, и Правительством, и Верховным Советом, Центральным банком, мы работали в одной команде в этом году, так будет и дальше, был предпринят ряд срочных мер для того, чтобы реанимировать положение дел в экономике и добиться роста в основных отраслях промышленности. Прежде всего для того, чтобы обеспечить стабильность социальных выплат в этом году, не допустить дальнейшего спада в экономике и катастрофических последствий для наших граждан.
По результатам 11 месяцев этого года, за год информация будет в январе, мы видим, что объемы промышленной продукции увеличились на 12%, это в сопоставимых ценах, то есть это реальный рост. Наибольший рост был обеспечен в черной металлургии, объемы производства увеличились в 1,8 раза. В машиностроении, металлообработке рост произошел на 25%, в легкой промышленности – на 5% и в пищевой промышленности – на 14%. Увеличился также и розничный товарооборот в части продовольственных товаров на 7%, непродовольственных – на 15%. Это говорит об определенном оживлении деловой активности внутри республики. Хочу сказать, что такие показатели мы наблюдаем впервые за истекшие 5-6 лет. Экспорт увеличился на 17% и импорт, если мы не учитываем природный газ, который составляет значительную часть, на 33%. В целом мы видим, что основные макроэкономические показатели находятся в росте. Самое главное, что этот рост сопровождается увеличением доходов государственного бюджета. По результатам 11 месяцев, если сравнивать с прошлым годом, мы видим, что доходы государственного бюджета увеличились почт на 200 млн. рублей. 181 млн. рублей в плюсе, из них 140 млн. – это налоговые доходы государства.
В этой связи у большинства наших граждан возникает вопрос вполне справедливый, я часто его слышу, а иногда сам поднимаю на встречах с гражданами, почему экономика растет, растут доходы государственного бюджета, а уровень жизни граждан не меняется в лучшую сторону. А в целом ряде случаев реальные доходы населения еще и снижаются, потому что растет инфляция. Почему так происходит?
Здесь я бы хотел провести небольшую аналогию. Как чувствует себя тяжелобольной человек, который долгое время болел, затем ему сделали ряд сложных хирургических операций? Тут важно понимать, что в жизни этого человека, его здоровье произошел кардинальный перелом, устранены причины болезни. После реабилитации, которая может продолжаться длительное время, у человека появился шанс выздороветь, чувствовать себя лучше. Примерно такая же ситуация наблюдателя в экономике. Нашу экономику очень долго и системно уничтожали. Если бы это угнетение экономики не остановили, не пошли бы в этом году на непопулярные меры, к которым можно отнести и девальвацию национальной валюты, и частичную оптимизацию персонала в некоторых министерствах, то шансов у нашей экономики на выздоровление практически не было бы. К сожалению, так совокупность действия, которая была предпринята прежними государственными управленцами, привела к тому, что консервативные методы лечения уже не подходили, ими уже нельзя было ограничиться. Потому что слишком много валюты было выведено и слишком много денег было напечатано в прошлом году для того, чтобы зафиксировать курс на отметке 11,30 -12-13 рублей за доллар. Поэтому пришлось сделать то, что было сделано. И в результате этого мы видим, что экономическое положение в республике стало выравниваться, то есть организм, экономика, постепенно стали выздоравливать.
Если в 2016 году значительная часть расходов государства, это и заработные платы, пенсии, медикаменты, финансировалась за счет напечатанных денег, естественно, что если из экономики деньги выводили, то их надо было чем-то замещать, замещали их работой печатного станка, что создало к концу года предпосылки для проведения девальвации и роста инфляции. То в этом году, благодаря и росту экономики, повышению прозрачности бюджетной системы, нам удалось существенно ограничить масштабы денежной эмиссии. Что было бы, если бы этого не произошло? Курс сегодня был бы не 15-16 рублей, то он бы мог составлять до 30 рублей за доллар США. Соответственно, прогноз по инфляции был бы не 11%, как мы это видим сегодня, а параметры инфляции находились за отметкой 20%. Реальные доходы населения снизились бы гораздо сильнее.
К сожалению, я об этом много раз говорил, в ноябре-декабре прошлого года точка невозврата была пройдена. Она заключается в том, что за прошедший год, впрочем, как и за 2015, слишком много валюты было выведено и слишком много необеспеченных приднестровских рублей было напечатано. Если нарастание этой катастрофической диспропорции можно было остановить еще в июне-сентябре прошлого года, к чему призывали депутаты Верховного Совета, то к декабрю остановить масштабную девальвацию уже было невозможно. Пришлось принимать то решение, которое было принято, консолидировано и Президентом, и Правительством, и Центральным банком летом этого года. Что мы наблюдаем сегодня: действительно, коэффициент инфляции оставляет около 10,5% и, естественно, на рост цен повиляла девальвация национальной валюты. Хочу отметить, что не только этот фактор повлиял. На Украине, с которой мы завозим более 30% товаров, инфляция еще выше, чем в Приднестровье, составляет более 12%. Получается так, что в целом ряде случаев мы эту инфляцию импортируем и сделать мы ничего не можем. В это связи Правительство, руководство республики предпринимает ряд мер: были заморожены тарифы на коммунальные услуги, был предпринят ряд мер в области госрегулирования цен на медикаменты, и это частично позволило сохранить доходы наших граждан от еще большего обесценения. По итогам года полагаю, что и Правительство, и Верховный Совет, и Центральный банк предприняли максимум мер для того, чтобы сгладить негативные последствия от девальвации для населения.
Наталья Пильщикова, ТСВ: Бюджет на следующий год принят без индексаций зарплат и пенсий, плюс всем понятно, что с нового года будет новый валютный коридор, то есть та инфляция, которую мы сейчас наблюдаем, она еще увеличится, тем более, что 10,5% — это всего лишь общий уровень инфляции. Цены на питание выросли на 17%. Ведутся ли какие-то расчеты в Правительстве, грубо говоря, до какого уровня может упасть благосостояние граждан? Какие-то меры воздействия, кроме удержания тарифов и так далее, еще предполагаются?
Александр Мартынов: Бюджет на 2017 год сбалансирован, он по-прежнему дефицитен, но дефицит обеспечен реальными источниками. Поэтому задача минимум – обеспечение стабильности социальных выплат, заработных плат, пенсий, уверен, будет выполнена. Это минимальная цель, которую ставит перед собой государство и все органы государственной власти. Действительно, уровень бюджетного дефицита по-прежнему высок. Единовременно уйти от дефицитного бюджета, нам нужно экономику увеличить в полтора раза. Естественно, что так не бывает. Ни одно руководство республики этого сделать не может. Для того, чтобы уйти от бюджетного дефицита и перейти к существенному росту заработных плат и пенсий, нам необходимо ежегодно расти темпами 6-7% в год в номинальном выражении для того, чтобы через 3-,3,5 года перекрыть бюджетный дефицит за счет собственных доходов и тогда ставить вопрос о росте расходов. В противном случае, последствия для экономики и реальных доходов граждан могут быть негативными.
Что значит в условиях бюджетного дефицита взять и увеличить всем зарплату и пенсию? Это просто дорисовать к дефициту бюджета 200-300 млн. рублей. Возникает вопрос, а где их взять? Эти деньги можно напечатать, но что происходит в результате напечатания необеспеченных денежных средств: следует обвал валютного курса и высокая инфляция. Можно было бы пойти по второму варианту: увеличить расходы государства, дефицит бюджета и поднять налоги на граждан и предприятий. В этом случае снизятся реальные доходы граждан в результате роста налоговой нагрузки. Мы уже это проходили, когда резко увеличивали тарифы и налоги, получался эффект обратный: останавливались системообразующие предприятия республики, останавливались и более мелкие предприятия. В результате бюджет получал меньше, несмотря на то, что увеличивались налоги и тарифы. Поэтому по такому пути мы пойти тоже не можем. Поэтому Правительство считает, что идти нужно по пути роста экономики, ухода от дефицита государственного бюджета. Когда собственных доходов станет достаточно для того, чтобы уйти от значительного бюджетного дефицита, тогда можно ставить вопрос о существенном увеличении заработных плат и пенсий. Поэтому в следующем году минимальная задача Правительства –обеспечить стабильность заработных плат и пенсий на том уровне, на котором они есть сейчас. Второй момент – сделать все, чтобы не допустить обесценения доходов населения. В частности, какое было принято решение на уровне Правительства и этот вопрос находится на особом контроле у Президента – в следующем году не будут увеличиваться тарифы на коммунальные услуги. В следующем году в прогнозе по бюджету заложили экономический рост на уровне 6-7%, мы ожидаем дальнейшего увеличения доходов бюджета, сделаем все для того, чтобы ситуация на валютном рынке была сбалансирована, если не будет внешних потрясений. Поэтому мы считаем, что инфляция в следующем году относительно этого будет небольшой. Сделать ее нулевой не получится, но такого роста цен в следующем году не будет. Правительство и все органы государственной власти сделают все для стабильности и своевременности социальных выплат и недопущения их обесценения.
Все, что я сказал, не говорит о том, что мы отказываемся от повышения заработных плат, в частности в бюджетном секторе. По какому пути мы собираемся пойти: мы не можем увеличить государственных расходы, потому что сегодня они и так составляют более половины от размера экономики – 54% ВВП. Таких расходов нет ни в одной стране мира. Оплачивать этот дополнительный прирост просто некому. В то же время что предлагается. Вы знаете, что Правительством взят курс на повышение эффективности тех расходов, которые уже имеют место сегодня. В результате проведенного анализа мы видим, что большая сумма средств и в системе образования, в системе здравоохранения, госуправления тратится неэффективно и нерационально. Те реформы, которые намечены на следующий год, а это реформа финансирования системы образования, здравоохранения, административная реформа, направлены на то, чтобы имеющиеся финансовые ресурсы тратить более рационально. Цель заключается в том, чтобы сэкономленные в следующем году деньги направить на увеличение заработных плат работников и здравоохранения, и образования. В частности, со следующего года Правительство планирует реализовать масштабный пилотный проект в системе финансирования образования на базе одного из районов республики. Рассчитываем реализовать такой пилотный проект и в системе здравоохранения, и в системе государственного управления. Сэкономленные ресурсы мы направим на увеличение заработных плат. Если этот проект удастся, то с 2019 года степень их охвата станет шире. Таким путем мы предлагаем двигаться в части увеличения заработных плат, то есть не раздувать имеющиеся неэффективные государственные расходы до невероятных пределов, а более рационально тратить те деньги, которые есть. Эту экономию перераспределять на увеличение заработных плат. К слову, хочу сказать, что именно таким путем шли в Российской Федерации, Белоруссии, именно так добивались увеличения заработных плат педагогов и врачей. Никто государственную неэффективность не множил на коэффициенты. И мы так делать не будем, потому что оплачивать эту неэффективность просто некому. Выражу свою точку зрения, ездить в Российскую Федерацию ежегодно и предъявлять счет за неэффективность государственных расходов в Приднестровье российским налогоплательщикам тоже неправильно. Нужно самим больше зарабатывать и более рационально тратить народные деньги.
Лидия Салкуцан, «Первый Приднестровский телеканал»: Мы затронули тему бюджета. Там в параметрах рост экономики прогнозируется в пределах 6-7%. За счет чего прогнозируется такой рост?
Александр Мартынов: Факторов много, которые, по нашему мнению, могут повлиять на рост экономики. Обозначу один из ключевых – это дозагрузка производственных мощностей приднестровских предприятий. Сегодня производственные мощности загружены в среднем где-то на 40-50%. Потенциал роста объемов производства, объемов оказываемых услуг приднестровских предприятий достаточно значителен. Что нужен для того, чтобы этот экономический рост состоялся? Первый момент: нам нужно обеспечить дополнительное кредитование приднестровских предприятий для того, чтобы они могли нарастить оборотные средства и объемы производства. И второй момент: нам необходимо содействовать, чтобы у приднестровских предприятий появились дополнительные рынки сбыта. В настоящее время большая работа в этом направлении ведется с Российской Федерацией. Помимо прочего, подписан договор о сотрудничестве с «Деловой Россией». Этот договор подразумевает, во-первых, работу по дополнительным рынкам сбыта для приднестровских производителей. Продолжается достаточно масштабная работа по привлечению кредитных ресурсов в экономику Приднестровья. За счет этих двух моментов мы планируем дозагрузить производственные мощности приднестровских предприятий и выйти на эти 6-7%, о росте которых я сказал, это первый момент. И второй момент, это создание новых предприятий на территории Приднестровья. В этом году Правительству удалось подписать с целым рядом инвесторов соглашения о намерениях об открытии на территории Приднестровья новых предприятий. Речь идет об инвесторах в части Уральской диатомитовой компании, которая планирует открыть завод на территории Приднестровья. Достаточно хорошие перспективы по работе с арабскими инвесторами на уровне Правительства одного из эмиратов, в частности эмирата Фуджейра. Есть еще целый ряд инвестиционных проектов, например, проект по открытию завода по производству лекарственных средств. Если эти проекты реализуются, мы на это возлагаем достаточно большие надежды, то рост может быть и выше. Самое главное, этот рост будет сопровождаться не уводом денежных средств в оффшорные юрисдикции, как это было в предыдущие периоды, тогда и роста не было, и денег не было, а самое главное, в результате мер, предпринятых в части финансовой прозрачности, эти деньги пойдут в бюджет.
Наталья Пильщикова, ТСВ: Сколько нам нужно привлечь дополнительных ресурсов для того, чтобы обеспечить рост?
Александр Мартынов: Минимальная цифра составляет около 60 млн. долларов США. Это реальные расчеты на базе приднестровских предприятий. Министерство экономического роста совместно с деловым сообществом эти расчеты провело. Мы сейчас видим буквально по каждому предприятию, сколько им нужно денег для того, чтобы нарастить объемы производства и, самое главное, в прогнозе мы видим эффект, что будет, если эти кредитные ресурсы поступят. Видим мы то, что будут создаваться дополнительные рабочие места, расти объемы производства, налоговые отчисления в бюджет. Вокруг этой цифры ведутся переговоры и на уровне Дмитрия Олеговича Рогозина, на уровне системообразующих российских банков. Сейчас вырабатывается прозрачный механизм, по которому эти денежные ресурсы в Приднестровье будут заходить. Речь идет об открытии кредитной линии, в рамках которой инвестиционные проекты один за другим будут финансироваться, естественно, после того, как проведут оценку рисков как со стороны приднестровских, так и российских банков. Сегодня мы близки к тому, чтобы завершить работу над этим механизмом. Очень рассчитываем на то, что в следующем году он все-таки заработает.
Юлия Горлова, ИА «Новости Приднестровья»: Если говорить о существующих предприятиях, на какие сферы делается ставка для роста экономики? И если говорить об инвестициях, довольны ли вы результатами дорожных карт по развитию экспорта?
Александр Мартынов: Конечно, это черная металлургия. Несмотря на то, что завод уже сейчас работает на уровне 70% загрузки производственных мощностей, на следующий год планы еще более амбициозные. Естественно, если завод будет дополнительно кредитоваться. В этом году существенную роль сыграл Агропромбанк, который открыл заводу серьезную кредитную линию, в результате этого удалось во многом увеличить объемы производства. Если мы увеличим объемы кредитования по заводу, то, не исключаю, что коэффициент загрузки производственных мощностей может составить и 80%, и 85%. А на цифрах в части налоговых отчислений в бюджет, отчислений на газовый счет, это довольно много, более сотни млн. рублей. Естественно, это также электроэнергетика. Мы рассчитываем, что в этой отрасли будет рост также и в следующем году. Это легкая промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, в принципе это все те отрасли, по которым были произведены инвестиционные расчеты и которые готовы дать существенный прирост как по отраслям, так и по экономике в целом. Есть ряд предложений в части IT-проектов на территории Приднестровья.