В рамках Совета по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) прошла очередная встреча представителей органов государственной власти и бизнес-сообщества. В числе участников – Вице-премьеры Алексей Цуркан и Сергей Оболоник.
Сегодня стороны обсудили тему, которую наиболее часто поднимают экономические агенты, – сокращение и упрощение проверок. Особый акцент сделали на итогах моратория, действующего с 2017 года по настоящее время в отношении субъектов МСП. Согласно ему, были приостановлены плановые контрольные мероприятия (за исключением крупных предприятий). А вот на внеплановые рейды законодательная норма не распространялась. Впрочем, они строго регламентированы.
Как проинформировал директор Государственной налоговой службы, за прошедший период администрирование со стороны инспекций снизилось, но при этом общая сумма доначисленных налоговых сборов, иных платежей (с учетом коэффициента инфляции и штрафных санкций) за 9 месяцев 2018-го увеличилась более чем вдвое по сравнению с минувшим годом –118 млн рублей против 50 млн рублей.
Такая зависимость, пояснил Максим Баденко, это следствие улучшения качества надзорных функций: «Рост суммы доначисленных налогов связан с изменением подготовки к проведению мероприятий со стороны налоговых органов. Год предпринимателя дал возможность нам провести работу над ошибками, выявить системные моменты и критерии… Мы проводим более детальный анализ налоговой, финансовой, статистической отчетностей, возможность обмена данными между ведомствами тоже дает положительный результат».
Вместе с тем Максим Баденко признался: он бы, как глава налоговой службы, предпочел обратный сценарий – с падением объемов доначисленных платежей и сборов. «Это говорило бы о том, что хозяйствующие субъекты исполняют законы правильно, и отсутствие протоколов доначисленных налогов было бы высокой оценкой деятельности хозяйствующих субъектов и налоговых органов. В моем понимании считается правильным, когда работа идет в тандеме, и работа по профилактике правонарушений дает результат, который выливается в их отсутствии», – дополнил директор службы.
Бизнес-круги интересовались, какие нарушения фиксируются наиболее часто. Максим Баденко ответил, что эти сведения обобщают и ежеквартально публикуют на сайте министерства финансов. Причем указывается не только сам характер налогового проступка, но и рекомендации по его недопущению. С этой же целью по поручению Правительства проводятся и раз в три месяца семинары в городах и районах.
По словам Сергея Оболоника, внедрение моратория на проверки МСП ставило задачу упростить условия для предпринимателей, то есть снизить на них давление фискальной системы и, тем самым, задать ускоренный вектор.
«Эффект не достигнут. Это и не могло быть достигнуто мораторием на 2 года, чтобы полностью поменять ментальность, прийти к тому, что бизнес будет вести себя открыто… Мы понимаем, как это все работает, и доверие между бизнесом и властью складывается не за год или два, это долгосрочный процесс», – отметил министр экономического развития.
Он добавил, что деятельность фискальных органов не ущемляет права предпринимателей, а проводится в рамках установленных правовых «правил игры»: «Есть “правила игры”, и их следует соблюдать. Если они неверные, это работа с исполнительными органами власти, чтобы законотворцы затем эти правила скорректировали».
Затронули и проблему налоговой амнистии тех, кто ранее провинился в неуплате налогов. Заместитель Председателя Правительства обозначил, что о «реабилитации» правонарушителей можно будет конкретно говорить только после составления Налогового кодекса. «Свод этот запланирован в том числе и с целью устранения противоречий и ревизии ограничивающих факторов. На 1-ом этапе к Налоговому кодексу, на мой взгляд, подошли рационально. Была проведена работа по консолидации действующих документов, чтобы исключить хотя бы базовые противоречия. И по итогам этой работы, когда будут “правила игры”, однозначно защищающие интересы государства и предпринимателей, вот тогда можно будет рассмотреть вопрос того, как сложилась наша историческая действительность, когда правила не работали», – выразил позицию Сергей Оболоник.
В продолжение сказанного Максим Баденко дал понять, что налоговая служба готова сотрудничать в этом вопросе с предпринимателями, находя и другие механизмы для компромисса – например, применение пониженных коэффициентов, снижение штрафных санкций и пр.
Что касается проверок, организуемых Службой госнадзора. И.о. главы органа рассказала, что в основной своей массе контроль осуществляется на основании обращений граждан, прокуратуры, других ведомств. Как правило, носит он внеплановый характер: «Хочется отметить, что именно в 2017-2018 годах мы максимально приурочили эти мероприятия в отношении опасных производственных объектов вместе с проведением плановых мероприятий по контролю и надзору, т.е. чтобы дополнительно не отвлекать хозяйствующие субъекты от их деятельности», – заявила Алла Голубева.
В качестве предмета контроля фигурируют чаще остальных незаконное строительство и сфера охраны труда. Говоря о динамике, представительница профильной службы доложила: за 9 месяцев 2018 года сумма наложенного штрафа и число административных протоколов уменьшились относительно 2017 года.
Кроме этого, для предупреждения и минимизации нарушения закона Служба госнадзора также проводит ежеквартальные семинары, разъясняя на них наиболее типичные ошибки предпринимателей и давая советы по тому, как их не допускать. В текущем году уже состоялось три мероприятия.
В ходе заседания выступил с информацией и руководитель отдела по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией.
Ряд предложений от предпринимателей касалось внесения корректив в действующее законодательство, которое регламентирует порядок проведения контрольных мероприятий. Все заявленные идеи парламентарии попросили направлять в соответствующий комитет Верховного Совета.
Отдельно бизнес-общественность видит необходимость в составлении методических рекомендаций по алгоритму проверок. «Мы уже потихоньку начали работу внутри ведомства по порядку проведения мероприятий по контролю, выявления тех критериев, которые должны ложиться в основу описания и определения периода, объекта, обстоятельств, послуживших для проведения контрольных мероприятий. Поэтому инициативу мы полностью поддерживаем», – сказал Максим Баденко.
Подводя итог более чем двухчасовому разговору, собеседники сошлись во мнении, что между контрольными ведомствами и предпринимательским сообществом надо выстраивать уважительные взаимоотношения.
«Цель нашей совместной работы – не наказать предпринимателя, а более эффективно использовать свои ресурсы и не находиться под угрозой штрафа или более суровой ответственности», – резюмировал глава бизнес-ассоциации «МОСТ» Денис Неделько.
Участники Совета по развитию предпринимательства искали компромисс в отношении проверок контрольных органов
107